1.1 Пояснительная записка
Образовательная программа основного общего образования (далее – ОП ООО) разработана творческой инициативной группой педагогического коллектива МБОУ «Донская школа» Симферопольского района Республики Крым в составе Мельник Н.В. директора школы, Писаной Е.В. заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе, учителя математики Мирошниченко Н.В., заместителя директора по воспитательной работе Попсуй Л.В., учителя русского языка и литератур Тимощенко О.Н., учителя биологии Головащенок Л.И. в соответствии с требованиями:
– Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (принят Государственной Думой 21.12.2012);
– Федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего образования (утвержден приказом Министерством образования РФ от 05.04.2004 г. N 1089);
– федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;
– действующих правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 N 189 “Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10”)
– Устава МБОУ «Донская школа»
Программа спроектирована с учетом особенностей МБОУ «Донская школа», региона, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников.
Образовательная программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности основного общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
ОП основного общего образования, с одной стороны, обеспечивает преемственность с начальным общим образованием, с другой стороны, предполагает качественную реализацию программы, опираясь на возрастные особенности подросткового возраста, который включает в себя возрастной период с 12 до 15 лет.
Этапы реализации ОП.
Для реализации ОП основного общего школьного образования определяется нормативный срок – 4 года (12-15 лет), который связан с двумя этапами возрастного развития:
– первый этап – 6 класс как образовательный переход от младшего школьного к подростковому возрасту, обеспечивающий плавный и постепенный, бесстрессовый переход обучающихся с одной ступени образования на другую;
– второй этап – 7-9 классы как этап самоопределения подростка через опробование себя в разных видах деятельности, координацию разных учебных предметов, построение индивидуальных образовательных маршрутов, наличие личностно значимых образовательных событий, что должно привести к становлению позиции как особого способа рассмотрения вещей, удерживающего разнообразие и границы возможных видений в учебном предмете (предметах).
Данная программа реализуется при осуществлении образования школьников, продолжающих обучение по федеральному компоненту государственных образовательных стандартов основного общего образования, утвержденному приказом Министерством образования РФ от 05.04.2004 г. N 1089. МБОУ «Донская школа» по данной программе обучаются учащиеся, приступившие к освоению основного общего образования (6-9 классы) ранее 2014 года.
Предназначение образовательной программы основного общего образования.
– Подготовка школьников к обучению на следующем уровне образования
– Формирование ключевых компетентностей учащегося: в решении задач и проблем, информационной, коммуникативной, учебной (образовательной) компетентностей
– Формирование средств и способов самостоятельного развития и продвижения ученика в образовательном процессе
– Поддержка учебных (урочных и внеурочных), внешкольных и внеучебных образовательных достижений школьников, их проектов и социальной практики
– Непосредственное участие в определении приоритетов социализации детей и в оценке качества получаемого ими образования
– Развитие подростка как субъекта отношений с людьми, с миром и с собой, предполагающее успешность и самореализацию учащихся в образовательных видах деятельности, а также сохранение и поддержку индивидуальности каждого подростка
– Сохранение и укрепление физического и психического здоровья и безопасности учащихся, обеспечение их эмоционального благополучия
– Овладение грамотностью в различных ее проявлениях (учебном, языковом, математическом, естественнонаучном, гражданском, технологическом).
Программа адресована:
– учащимся и родителям (законным представителям): для информирования о целях, содержании, организации и предполагаемых результатах деятельности ОУ по достижению каждым обучающимся образовательных результатов; для определения сферы ответственности за достижение результатов образовательной деятельности школы, родителей (законных представителей), обучающихся и возможностей для взаимодействия;
– учителям: для углубления понимания смыслов образования и в качестве ориентира в практической образовательной деятельности;
– администрации: для координации деятельности педагогического коллектива по выполнению требований к результатам и условиям освоения учащимися основной образовательной программы; для регулирования взаимоотношений участников образовательных отношений.
Основные принципы построения программы.
Принцип гуманизации: реальное соблюдение прав учителя и ребенка, закрепленныхФедеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Декларацией прав ребенка, Конвенцией о правах ребенка и другими нормативными документами; утверждение не приходящей ценности общекультурного человеческого достояния, внимание к историческим ценностям, их вкладу в развитие науки, культуры, литературы и искусства.
Принцип сотрудничества: построение взаимоотношений в школе на основе компетентности, авторитетности и поддержание достоинства в отношении учителей, повышающих уровень самооценки учеников, на взаимном уважении и доверии учителей, учеников и родителей (законных представителей) в соответствии с принципами ненасильственного общения.
Принцип индивидуализации обучения: предполагает всесторонний учет уровня развития способностей каждого ученика, формирование на этой основе личных планов, программ стимулирования и коррекции развития учащихся; повышение учебной мотивации и развитие познавательных интересов каждого ученика.
Принцип дифференциации: предполагает выявление и развитие у учащихся склонностей и способностей к работе в различных направлениях изучаемых наук.
Принцип целостности: предполагает построение деятельности школы на основе единства процессов развития, обучения и воспитания учащихся; создание образовательного пространства, учитывающего комплекс отраслей знаний в содержании образования, адекватность педагогических технологий содержанию и задачам образования.
Принцип вариативности: поскольку одной из задач обучения в школе является комплексное образование, дающее возможность выпускникам поступить в ВУЗы различных профилей, то система обучения и программы должны предусматривать возможность интегрирования учебных предметов и вариативности выбора учебной литературы для усвоения необходимого материала.
Миссия школы.
Основные и дополнительные образовательные программы, учебная и другие виды образовательной деятельности школы направлены на раскрытие и развитие человеческого потенциала каждого ученика, его индивидуальных способностей и талантов путем создания условий для позитивного освоения каждым ребенком базовых знаний и опыта жизнедеятельности, адекватного для данного возраста, на формирования именно тех ключевых и иных компетентностей, которые представляются наиболее актуальными в социально-культурной и социально-экономической перспективе в высокотехнологичном конкурентном мире путем создания условий для позитивной социализации личности.
В этой связиобразовательная миссия школы -подготовить и воспитать любознательного, умного, духовно-развитого, неравнодушного к проблемам окружающей жизни свободного и гуманного человека, стремящегося к созданию лучшего безопасного мира; активного, способного к сотрудничеству, интеллектуальной и творческой жизнедеятельности в открытом социуме гражданина и патриота своей страны, знающего и любящего свою культуру и историю и уважающего культуры и историю других народов, стремящегося (готового) постоянно совершенствовать свои знания и навыки в условиях стремительно изменяющегося мира; развитие подростка как субъекта отношений с людьми, с миром и с собой, предполагающее его успешность и самореализацию в образовательных видах деятельности и социуме. Миссия организованного управления школой –обеспечение доступности получения качественного образования всеми категориями учащихся (с учетом их интеллектуальных и физических возможностей), создание условий для достижения планируемых результатов, развития и воспитания личности каждого школьника, для сохранения и поддержки его индивидуальности; поддержка его учебных (урочных и внеурочных), внешкольных и внеучебных образовательных достижений, проектов и социальной практики; непосредственное участие в определении приоритетов социализации детей и в оценке качества получаемого ими образования; обеспечение их физического и психического здоровья и безопасности жизнедеятельности, эмоционального благополучия;обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего общего образования; эффективная организация образовательного пространства (урочное и внеурочное, школьное и внешкольное), социальной среды.