Общие положения
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Донская школа» (5 классы) разработана на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее — Стандарт) к структуре основной образовательной программы, определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса при получении основного общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья с учетом образовательных потребностей и запросов участников образовательных отношений.
Основная образовательная программа МБОУ «Донская школа» является программой развития организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Основная образовательная программа основного общего образования в соответствии с требованиями Стандарта содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы МБОУ «Донская школа», конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта и учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации, а также способы определения достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел включает:
Ø пояснительную записку;
Ø планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы школы;
Ø систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы школы.
Содержательный раздел определяет общее содержание основного общего образования и включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе:
- программу развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования, включающую формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
- программы отдельных учебных предметов, факультативов, курсов;
- программу воспитания и социализации обучающихся при получении основного общего образования, включающую такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализацию и профессиональную ориентацию, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры.
Организационный раздел устанавливает общие рамки организации образовательной деятельности, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы.
Организационный раздел включает:
- учебный план основного общего образования как один из основных механизмов реализации основной образовательной программы;
- систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.
МБОУ «Донская школа» в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования обеспечивает ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательных отношений:
- с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы основного общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и Уставом школы;
- с Уставом школы и другими документами, регламентирующими осуществление образовательной деятельности в общеобразовательном учреждении.
- Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Основная образовательная программа МБОУ «Донская школа» разработана педагогическим коллективом при участии Управляющего совета в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта к планируемым результатам образования, структуре основной образовательной программы, а также к условиям ее реализации: психолого-педагогическим, учебно-методическим, информационным, материально-техническим, кадровым и финансово-экономическим.
Программа определяет содержание, организацию образовательного процесса для удовлетворения образовательных потребностей и потребностей духовного развития человека подросткового школьного возраста и направлена на:
- подготовку школьников к обучению в старшей школе;
- информатизацию и индивидуализацию обучения подростков;
- создание условий для развития мотивационных, когнитивных и инструментальных ресурсов личности ребенка как основы его учебных компетентностей, реализации личностного потенциала (интеллектуального, духовно-нравственного, социального, творческого) на основе формирования у подростков способности к осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной образовательной траектории и профессионального самоопределения,
- формирование у подростков общей культуры, национальной духовно-нравственной культуры народов России, саморазвитие и самосовершенствование, обеспечивающее формирование стойкой конкурентоспособности и, как следствие, социальную успешность.
Целями реализации основной образовательной программы основного общего образования в МБОУ «Донская школа» являются:
— обеспечение планируемых результатов (личностных, предметных, метапредметных) по достижению выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
— становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости.
Достижение поставленных целей при разработке и реализации основной образовательной программы основного общего образования в МБОУ «Донская школа» предусматривает решение следующих основных задач:
— обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям Стандарта;
— обеспечение преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования через использование методов и форм УУД;
— обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;
— установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для её самореализации;
— обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательной деятельности, взаимодействия всех его участников;
— выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему дополнительного образования, организацию общественно полезной деятельности, социальной практики, в т.ч. с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;
— организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
— участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
— включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (района, села) для приобретения опыта реального управления и действия;
— социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, педагога-психолога, сотрудничестве с учреждениями профессионального образования;
— сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья.
Необходимость решения вышеназванных основных задач потребовала их декомпозиции по основным субъектам образовательного процесса.